Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.
За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.
В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.
Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.
Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:
- Генные модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.
Для родителей детей с аутизмом очень важно проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании своего ребенка. Они должны создать в доме наиболее спокойную обстановку для него. Этого можно достичь, заботясь о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых и посещая психолога для консультаций.
Но помощь родителей необходима не только дома. Они должны помочь своему ребенку адаптироваться на улице, в детском саду и в школе. Родители должны упорно, но мягко помогать своему ребенку преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге они должны показать ему, что вполне возможно общаться словами, играть со сверстниками и так далее.
Медикаментозного способа лечения аутизма не существует. Его можно использовать только для устранения отдельных симптомов.
Основное применение медикаментов при аутизме – устранение неприемлемых поведенческих реакций: аутоагрессия, агрессия, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, повышенная двигательная активность. В этих случаях используют нейролептики и психостимуляторы.
Однако не следует злоупотреблять психотропными препаратами при аутизме. Лечение, подавляющее признаки аутизма у детей и делающее их жизнь внешне безопаснее, может привести к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, вызванный неправильной работой кишечника у детей с аутизмом, может быть лечен пробиотиками, которые восстанавливают полезную микрофлору в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот может быть исправлен приемом лекарственных комплексов, содержащих витамины: С, Е, В6, В12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.
Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражительность в кишечнике и успокаивает психику.
Железная поджелудочная железа может порой не справляться со своей задачей по выделению гормона секретина, что негативно сказывается на здоровье пациента, его концентрации и внимании. Однако введение данного гормона может значительно улучшить общее состояние больного. В свою очередь, нарушение ферментной активности пищеварительного тракта может привести к неправильному усвоению пищи и нарушению процессов дефекации. Дабы предотвратить подобные проблемы, специалисты рекомендуют принимать пищевые ферменты для нормализации работы кишечника и улучшения пищеварения.
В нашем организме часто происходят изменения, ведущие к проблемам с микрофлорой и иммунной системой. Нарушения группы кнопкиных бактерий и патогенов, конечно же, могут быть решены с применением антибактериальных, антикандидозных и противопаразитарных препаратов. Тем не менее, прежде чем начинать любое лечение, важно выяснить коренную причину проблемы.
Специалисты рекомендуют не игнорировать иммунодефициты, которые могут послужить поводом для иммуностимулирующей терапии. Это особенно важно в случаях, когда диагностирован аутизм у детей или аутоиммунные заболевания. Лечение молочные смесью иммуноглобулином и стероидами отлично подходит детям, страдающим подобными проблемами.
Причины повышения тяжелых металлов в организме могут быть самыми разнообразными. В таких случаях часто применяется процедура хелирования, помогающая выводить токсичные металлы из организма при помощи специальных препаратов. Например, димеркаптосукциновая кислота (DMSA) может быть применена для эффективного вывода металлов из организма.
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
Дети с аутизмом могут испытывать серьезный дисбаланс в содержании многих веществ вне зависимости от того, какую диету они придерживаются. Среди основных проблемных элементов - дефицит таких витаминов, как A, E, C, B6, B12, B3, а также нехватка фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов вроде цинка, селена, марганца, молибдена, хрома и ванадия. Кроме того, уровень адреналина, норадреналина, дофамина и концентрация опиатоподобных гормонов могут отличаться от нормы. Высокое содержание ртути, олова, алюминия, мышьяка и сурьмы также входят в список возможных отклонений.
Лечение аутизма у детей должно быть очень индивидуальным и как лекарственное, так и поведенческое. Перед началом употребления лекарств необходимо провести тесты для выявления сопутствующих аутизму проблем, поскольку только врач сможет определить, какие лекарства в каждом конкретном случае будут наиболее эффективны. Эффективность диеты и медикаментозной терапии следует отслеживать, поскольку они далеко не всегда помогают всем детям.
Признаки и симптомы аутизма, которые можно заметить у детей
Для того, чтобы сразу обнаружить аутизм у детей, нужно следить за их поведением, а также фиксировать все нетипичные проявления для детей того же возраста. Обязанностью родителей является первыми замечать любые изменения в поведении ребенка.
В целом, аутизм относится к группе заболеваний, которые имеют общие симптомы, и известен как расстройство аутистического спектра. Эти симптомы становятся более заметными, когда ребенок достигает возраста в полтора-два года. Они перечислены ниже:
-
Нарушение речи.
За этим симптомом следить нужно внимательно, поскольку часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, в то время как другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети, которые еще не достигли 12 месяцев, могут не гулять или издавать одни и те же звуки. У двухлетних детей-аутистов обычно крайне бедный словарный запас, который составляет около 15 слов. В 3 года они почти не могут комбинировать слова. Кроме того, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, при этом многие не используют речь для общения. Они, также, описывают себя в третьем лице, не используя личные местоимения или обращения.
-
Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями.
Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
-
Проблемы в социализации.
Ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, находясь среди других людей, и с годами испытывает тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками и не могут построить дружеские отношения как не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое защищает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
-
Приступы агрессии.
Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессивное поведение у детей-аутистов может быть направлено как на других людей, так и на самих их, причем это происходит у 30% больных.
-
Слабый интерес к игрушкам.
Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке, или не сможет заменить ложку на палочку. Он может только повторять действия, которые кто-то уже делал перед ним. Проявления аутизма у детей могут проявляться в нестандартном использовании игрушек, а также в приверженности к только одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
-
Стереотипное поведение и боязнь перемен.
Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и могут впадать в агрессию. Реакция такого рода может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставил игрушки на полке.
Как отмечено докторами, индивидуальный подход необходим при диагностике и лечении аутизма у детей. От того, как проявляются симптомы заболевания, зависит источник проблемы и методы ее решения. Помимо поведенческих, аутизм может проявляться через физиологические признаки, которые, несмотря на то, что не наблюдаются у всех пациентов, все же имеют свою тенденцию.
Среди таких признаков можно назвать острое или затупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, а также нарушение функций поджелудочной железы.
Однако не стоит отчаиваться при обнаружении симптомов аутизма у ребенка, потому что существуют и более легкие формы заболевания, которые позволяют детям окончивать школу, работать и создавать семьи. В США и на Западе такие случаи распространены, благодаря своевременному распознаванию и лечению аутизма.
Диагностика аутизма у детей: что нужно знать
Для того чтобы подозреть аутизм у ребенка, необходимо обратить внимание на три признака: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Однако, следует помнить, что при классическом детском аутизме все эти симптомы проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точной диагностики, специалист по заболеваниям или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств: МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики необходимо, чтобы у ребенка было как минимум шесть симптомов из этих классификаций.
Решение об установлении диагноза принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде и интервьюирования родителей. Для этого используются стандартизированные документы, такие как ADI-R (Опросник для диагностики аутизма), ADOS (Шкала наблюдения для диагностики аутизма) и CARS (Оценочная шкала детского аутизма), особенно в США и Европе.
Диагностика детского аутизма в России встречает определенные затруднения из-за отсутствия установленных стандартов и ограниченности знаний медицинских работников в этой области. Обычно педиатр не распознает признаки этого расстройства у ребенка в сложных случаях, что может осложнить проведение дополнительных диагностических мероприятий. Контролировать подобные нюансы могут только высококвалифицированные специалисты, такие как невролог, психолог, психиатр, а также узкий специалист по болезням нарушения аутистического спектра и родители. Дополнительно, то, что родители не склонны обращаться за медицинской помощью когда их ребенок испытывает какие-то нетипичные симптомы, также осложняет проведение диагностики детского аутизма.
Очень сложно дифференцировать аутизм у детей от других заболеваний с похожими признаками, особенно в раннем детском возрасте. В России также существует проблема путаницы диагнозов. Эта проблема является серьезной, потому что лечение аутизма не схоже с методами, используемыми при лечении умственной отсталости или шизофрении, и неправильное лечение может навсегда доставить человеку проблем в дальнейшей жизни.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).
При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.
Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.
Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.
Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.
На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.
Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:
- Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
- Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
- Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
- Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
- За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
- При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
- В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
- Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
- Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
- Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.
Фото: freepik.com