Как получить образование по интернету?
Исторически, дистанционное образование началось еще со времен почты и других способов передачи информации. Тем не менее, в течение долгого времени это было просто любительским изучением наук, поскольку эта форма обучения имела недостатки по сравнению с очной и даже вечерней формой обучения.
Один из главных недостатков заключался в отсутствии систематического визуального контакта между студентом и преподавателем, а также полного отсутствия доступа к библиотечным фондам учебных заведений, методическим материалам, научным исследованиям и учебным пособиям.
Однако сегодня все изменилось. Получение высшего образования через интернет не имеет больше недостатков, которые ранее присутствовали в этой форме обучения, а наоборот, обладает рядом преимуществ.
Давайте рассмотрим некоторые из особенностей дистанционного обучения через интернет-технологии, чтобы лучше понимать его суть.
Интернет-технологии позволяют решать проблему передачи данных и знаний в образовании. Сеть становится популярным местом для обучения благодаря образовательным каналам, количество подписчиков которых сравнимо с развлекательными ресурсами. Во многих ведущих университетах мира профессоры записывают свои лекции и выкладывают их в интернет, что решает проблему географии и расстояний - любознательный студент в самой удаленной точке мира может получить доступ к интересующим его исследованиям и лекциям.
Однако серьезное профессиональное образование с помощью интернет-сервисов почти невозможно получить. Обучающие каналы могут быть полезны для расширения знаний, но не являются полноценными образовательными продуктами. Бесплатные образовательные проекты редкость, и, как правило, серьезные интернет-образовательные проекты являются платными. Их можно использовать как дополнительный инструмент в обучении.
Однако интернет-образование продолжает развиваться. Есть определенные вопросы онлайн-обучения, требуется формирование необходимого количества образовательных технологий, которые постепенно будут становится более качественными. Сегодня интернет-технологии используются в комбинированных образовательных программах за рамками одного университета. Некоторые ведущие западные вузы, такие как Гарвард, Стэнфорд и другие, уже сотрудничают в разработке совместных образовательных продуктов, спецкурсов и лекций. Во многом, разработке онлайн-обучения способствовала пандемия новой коронавирусной инфекции.
Языковое обучение с помощью онлайн-курсов - одно из наиболее популярных направлений интернет-образования. Сервисы изучения объединяют носителей языков из разных стран, позволяя интенсивно общаться на форумах и помогать друг другу с языковой практикой. Члены подобных сообществ могут становиться и тьюторами, и студентами одновременно, что позволяет учиться одновременно с преподаванием. Разумеется, серьезные курсы языкового образования - платные, их эффективность может быть сопоставима с уровнем профессионального обучения.
Согласно исследованиям, лучше всего к адаптации своих систем образования к онлайн-обучению подготовлены Норвегия, Дания, Швейцария, Люксембург и Нидерланды, в то время как Россия занимает последнее место в этом рейтинге вместе с Мексикой и Бразилией. Однако интернет-технологии продолжают развиваться, и с каждым годом становятся все более доступными для получения знаний.
Дистанционное образование через интернет не только позволяет самостоятельно обучаться и повышать квалификацию, но и стать доступным и качественным аналогом традиционных форматов обучения. Существует несколько способов дистанционного обучения, они могут быть как альтернативой, так и дополнением к традиционным методам.
Однако, интернет-образование предполагает качественно иную структуру обучения по сравнению с прочими форматами. Модульный подход позволяет студентам успешно проходить отдельные учебные блоки и получать гарантированные знания. На сегодня уже существуют различные онлайн-вузы. Также доступны лучшие онлайн-курсы от ведущих университетов России и мира.
Высшей степенью реализации метода дистанционного обучения является дистанционное высшее образование. Для реализации этого метода могут использоваться как альтернативные электронные технологии, так и традиционные форматы обучения. Обучение может проходить как на видеолекциях, скайп-тренингах, вебинарах, так и на слайд-лекциях с обратной связью или с использованием видеороликов учащегося (видеоэссе). Оценка знаний студентов может проходить как онлайн, так и офлайн, через специализированные программы или электронную почту.
Дистанционное образование не следует воспринимать только как формальную подмену традиционных форматов на виртуальные. Интернет-образование строится на качественно иной структуре обучения и предоставляет гарантированные знания для студентов.
Как организовать онлайн-образование в высшем учебном заведении?
Для успешного запуска дистанционного обучения вуз должен иметь сеть центров доступа, которая обеспечит студентов полной независимостью от головного офиса. Центры доступа являются промежуточным звеном между студентами и учебным офисом, где происходит администрирование и координация процесса обучения. Если налажена качественная связь между «преподавательским центром» и студентами, то можно проводить уроки и организовывать процесс обучения со студентами, находящимися в отдаленных местах, а также учитывать их ограниченные возможности здоровья. Таким образом, высокое качество образования доступно не только жителям крупных городов.
Сейчас 98% университетов предлагают дистанционные программы, а всего количество слушателей онлайн-курсов превышает 180 миллионов человек (Forbes Education). URL: https://education.forbes.ru/.
Фото: freepik.com