Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы произошел значительный рост спроса в России на использование пластиковой упаковки для молочных продуктов. Ее доля в общем объеме использованных упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся геополитическая и экономическая обстановка в стране заставляет отечественных производителей упаковок стремиться к увеличению производства, чтобы удовлетворять потребности рынка. Вместе с этим, поставщики молочной тары повышают требования к качеству своего товара, доводя его до уровня зарубежных аналогов.
В данной статье мы рассмотрим различные виды упаковок, используемых для молочной продукции, а также требования, предъявляемые российским законодательством к таким упаковкам.
Современный рынок молочной продукции характеризуется разнообразием упаковок, создавая необходимость у покупателей проводить длительные минуты, выбирая подходящую. Тара, используемая для фасовки данных товаров, включает в себя: бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную, и жестяную тару. Производители хотели бы предоставить оптимальный, качественный продукт для потребления, и знание, какие материалы использовать для фасовки, является ключом для достижения этой цели. В данной статье рассмотрим три основных типа упаковки молочной продукции.
Мягкая упаковка, изготовленная из полиэтилена повышенной прочности, считается наиболее универсальной. Она имеет форму пакета, и обычно используется для фасовки пастеризованного молока. Она легка и имеет низкую себестоимость, однако продукт, упакованный в такие пакеты, имеет короткий срок годности, и после вскрытия, форма упаковки может измениться.
Полужесткая упаковка, созданная из термопласта (полиэтилентерефталата, полистирола, полипропилена и других материалов), обладает несколькими преимуществами по сравнению с мягким типом упаковки. Крышки, пленка или фольга, обеспечивают закрытие упаковки, что сохраняет форму продукта. Этот тип упаковки хорош для хранения кисломолочных продуктов, таких как йогурты, сметана, ряженка и творог. Используя многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, полужесткая упаковка может увеличить срок годности продуктов в два-три раза.
Тетра-пак и другие листовые и комбинированные материалы используют полужесткий тип упаковки. Листовые пакеты изготовлены из картона, что делает их прочными и экологически безопасными. Тетра-пак является самым распространенным видом листовой упаковки и полностью защищает продукт от света, что продлевает срок годности молочных продуктов.
Исходя из данных Международной молочной федерации, в России ежегодно производят около 33 млн тонн молока. Однако, потребление молока в России по-прежнему остается очень низким: 173 литра на душу населения в год, в то время как медицинская норма составляет 392 литра с цельным молоком на 116 литров.
Статья о молочной таре: маркировка и дизайн
По законодательству производитель обязан прописать определенную информацию на упаковке молочной продукции. Среди указаний должны быть наименование товара, масса нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и прочее. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу на территории России в 2012 году, подробно описывает требования к маркировке тары. Согласно документу, на упаковке должны быть указаны цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также соответствующие пиктограммы и символы.
Кроме того, производитель должен предоставить рекомендации, как, например, «Встряхнуть перед употреблением!», «Вскрытый пакет употребить в течение суток», и сведения о пищевой и энергетической ценности продукта. Для молочной продукции на упаковке должны быть указаны данные о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других характеристик.
Касательно дизайна упаковки молочных продуктов, ни в одном регламентирующем документе не прописывается конкретных требований. Тем не менее, у многих производителей есть своя концепция об оформлении упаковки для данной категории продуктов. Обычно в дизайне используются зеленые луга, картинки коров, белый фон и т.д. Некоторые производители, однако, идут дальше и предлагают новые дизайнерские решения.
В Лондоне, например, можно найти молоко в бутылках с двумя горлышками. В Новосибирске продается молоко, упакованное в коробку в форме головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Один дизайнер из Техаса создал упаковку, в виде коровьего вымени. Чтобы налить молоко из этой упаковки, нужно сдавить рукой коробку, имитируя движения в процессе доения.
Выбирая упаковку для молочных продуктов, стоит учитывать тип продукции, его особенности и требования к упаковке. Среди основных типов молочной продукции выделяют молоко и жидкие молочные продукты, кисломолочную продукцию, творожную продукцию и сливочное масло, мороженое, мягкие сыры и детское питание.
Молоко и жидкие молочные продукты, как правило, разливают в пластиковые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также в пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковки стерилизуются, что делает продукт безопасным для употребления и продлевает срок его годности.
Кисломолочная продукция, такая как кефир, ряженка, йогурт, сметана и другая, упаковывается в полужесткую тару из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости из ударопрочных материалов. Чтобы обеспечить продукту сохранность, используют многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента (диоксида титана) в наружных слоях и черной сажи в среднем слое, что делает упаковку непрозрачной и защищает продукт от воздействия света.
Для творожной продукции и сливочного масла используются упаковки с высокой жиронепроницаемостью и прочностью во влажном состоянии. Подходящими вариантами являются пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, фасуют в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизируются горячим и холодным способами склеивания. Традиционной является упаковка на основе бумаги (пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др.).
Мягкие сыры обычно упаковывают парафинированными композициями, монопленками из полимерных материалов, комбинированными материалами с различными структурами слоев, расплавами, растворами и водными дисперсиями из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
Детское питание, такое как кефир, молоко, сок и другие жидкие продукты, упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, слоя картона и слоя алюминиевой фольги. Сухие молочные смеси упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена являются все более популярным вариантом упаковки детского питания.
Сегодня, при выборе упаковки для молочной продукции, производитель должен учитывать не только ее внешний вид и характеристики, но и способ ее открытия. Наличие удобного механизма открытия упаковки является одним из ключевых факторов, влияющих на решение потребителя о покупке продукта. С помощью новых технологий были созданы различные способы закрытия/открытия пакетов с молочной продукцией. Некоторые из них наиболее популярны:
- перфорация – для вскрытия упаковки нужно просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
- отрывной ярлычок – дает возможность открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
- пластиковая крышка – подходит для многократного использования, изготавливается из полипропилена, ее легко открывать и закрывать;
- крышка обтекаемой формы – открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально и не может потеряться, расположенная под ней мембрана дает гарантию того, что пакет не был открыт ранее;
- отверстие для соломинки – пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.
Также существуют и более инновационные виды упаковок, предоставленные современными технологиями. Наиболее популярной среди них является пластиковая тара, например, в форме стаканчиков. Она успешно используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и другие подобные продукты. Использование таких упаковок обусловлено их низкой стоимостью и возможностью индивидуализации, а в случае изготовления емкостей из полипропилена с дополнительным внутренним высокобарьерным слоем EVOH, такие упаковки могут пролонгировать срок хранения молочной продукции. Способы открытия/закрытия такой упаковки бывают разнообразными: пленка с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышка-нахлобучка, высечка (платинка) из фольги.
Недавним новшеством является асептическая упаковка, при которой продукт и упаковочный материал сначала стерилизуются, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая технология обеспечивает защиту от быстрой порчи продукта, дополнительно способствуя пролонгации сроков хранения без применения консервантов. Состав такой упаковки обычно включает картон, полиэтилен и алюминий.
Производители молочной упаковки предлагают широкий выбор продукции, различающейся по форме, материалу изготовления и способам фасования. Однако выбор между ними может быть сложным, так как каждое решение имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, увеличение срока годности молочной продукции является одной из ключевых задач современных производителей, и различные инновационные упаковки вносят в этом важный вклад.
Фото: freepik.com