Обучение и развитие персонала в организации
Сегодня профессиональная подготовка сотрудников может оказаться недостаточной для быстрого выполнения поставленных задач. В условиях конкуренции на рынке бизнеса постоянно формируются новые требования, поэтому эффективность работы компании во многом зависит от обучения сотрудников и их развития.
Рассмотрим основные принципы, которые используются для создания "кузницы кадров". После этого обсудим возможные способы их реализации.
Развитие персонала является важным аспектом любой организации. Основными направлениями управления персоналом являются обучение и адаптация. Адаптация направлена на то, чтобы новый сотрудник освоил нормы и правила компании в целом и конкретного подразделения в частности. Адаптационный период необходим как новым сотрудникам, так и тем, кто перешел на работу в другой отдел или филиал. Профессиональный уровень сотрудника в начале и конце адаптационного периода остается практически неизменным. В связи с этим, лучше всего повышать профессиональный уровень тех сотрудников, которые уже работают в компании, а не нанимать новых, которым потребуется период адаптации.
Обучение персонала направлено на расширение его профессиональных компетенций. Оно является частью стратегии компании и может быть запланировано заранее, например, в связи с освоением новых рынков сбыта, техническим перевооружением и модернизацией производства, расширением сфер деятельности. Обучение также может быть необходимо в случае неожиданных изменений в законодательстве или снижения производственно-финансовых показателей компании.
За обучение персонала отвечают специалисты HR-отдела или учебного отдела в крупных компаниях. Для правильной организации обучения необходимо выявить потребность в нем. Можно использовать различные методы, такие как аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности за время испытательного срока, сбор заявок на обучение или аттестация сотрудников.
Обучение сотрудников может быть организовано внутрифирменными или внешними силами. Внутрифирменное обучение может быть организовано при наличии отдела обучения и развития персонала или при наличии авторитетных профессионалов, способных наставлять менее опытных сотрудников и курировать их работу. Внешнее обучение, напротив, может позволить привнести свежие идеи и методы, необходимые для развития компании, но при этом более затратно.
Выбор той или иной формы обучения или их сочетания зависит от того, какую концепцию обучения сотрудников хочет реализовать руководство, от чего отталкивается и какой стратегической цели хочет достичь. Например, если компании требуется повысить уровень владения английским языком, аттестация сотрудников может выявить, что разные сотрудники нуждаются в разном виде обучения. В этом случае может быть реализована концепция внутрифирменного обучения либо внешнего обучения, либо их комбинации в зависимости от потребностей компании.
В статье рассматриваются методы обучения персонала, подразделяющиеся на внутренние и внешние.
Внутри компании сотрудники могут пройти обучение по следующим методам:
- Инструктаж. Это процесс, в котором новый сотрудник получает общую информацию о работе, например, о пользовании техники безопасности или оборудования. Данный метод применяется, как правило, ко всем сотрудникам без исключения.
- Ротация. Это временный перевод сотрудника в другое подразделение компании с целью получения нового опыта или профессиональной квалификации. Этот метод используется, например, для работы в успешных филиалах компании с целью перенять их опыт и внедрить его в своем подразделении.
- Наставничество. Этот метод заключается в работе сотрудника под наблюдением более опытного коллеги, который выбирается из числа амбициозных сотрудников и которому интересно делиться своим опытом, двигаясь при этом по карьерной лестнице. В Великобритании популярна такая форма наставничества, как buddying, которая предполагает равноправное общение наставника и его подопечного.
- Shadowing. Этот метод используется компаниями, которые сотрудничают с университетами и колледжами, отбирая выпускников с целью предложить им работу. Студентам предлагается провести несколько дней на работе в режиме «тени» у работающего специалиста. Это простой и эффективный метод, позволяющий познакомить студента с профессией в реальных условиях.
Внешние методы включают:
- Курсы повышения квалификации или тренинги. Это метод пассивного обучения, включающий в себя лекции, семинары, деловые игры и разбор кейсов. Может проводиться как дистанционно, так и в оффлайн формате. Недостатком являются высокие затраты при низкой мотивации обучаемых, которые часто воспринимают обучение как формальность.
- Самообучение. Этот метод предполагает занятие самообразованием специалиста за счет чтения специальной литературы, участия в вебинарах и общения на профессиональных форумах. К сожалению, не все специалисты заинтересованы в самообучении.
- Конференции. Эти мероприятия существуют, чтобы обменяться опытом и налагодить деловые связи. Они положительно сказываются на имидже компании и укрепляют деловую репутацию участвующих сотрудников.
Также существуют методы, которые можно использовать как внутри компании, так и сотрудниками вне ее границ:
- Secondment. Этот метод представляет собой разновидность ротации, включающую обучение сотрудников не только в других подразделениях своей компании, но и в других компаниях. Например, менеджеров одной компании могут направить в благотворительный фонд, чтобы они переняли методы проектной работы.
В рамках обучения персонала необходимо выбирать и чередовать методы в зависимости от ситуации и только при условии наличия системы развития персонала.
Система развития персонала — это ключевой инструмент, который помогает сотрудникам развивать свои профессиональные и личностные компетенции. Её функции включают в себя следующее:
- Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников, а также определение их потребностей в обучении.
- Мотивирование персонала к обучению.
- Выбор подходов и методов обучения, а также контроль за усвоением знаний.
- Организация обучающих и контрольных мероприятий.
- Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.
Важно отметить, что обратная связь от сотрудников помогает улучшать и совершенствовать систему развития.
Даже единичное обучение требует ряда контактов внутри компании, а для создания эффективной системы развития персонала необходимо безупречное взаимодействие между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. При этом доверительная и здоровая обстановка в компании играет важную роль в мотивации персонала на успешное обучение и повышение их профессионального уровня. Особенно эффективным является комбинирование различных методов обучения и использование многофункциональных инструментов.
Фото: freepik.com