Организация расчетов с использованием банковских карт
Большинство компаний в России для расчетов используют банковские карты, однако не все пользователи готовы полностью доверять этому платежному инструменту из-за недостаточной информации о его безопасности и комфортности. В нашей статье мы расскажем о пластиковых картах, организации платежной системы в компании, принципе работы с картами и услуге эквайринга, предоставляемой банками.
В последние годы все больше людей начали использовать банковские карты для безналичных операций. В 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составила 76%, а уже в первом квартале 2020 года этот показатель вырос до 86%. Количество пластиковых карт также значительно увеличилось, достигнув более 283 миллионов карт. Это делает безналичные расчеты еще более популярными и выгодными для современных торгово-сервисных предприятий.
История использования банковских карт началась в 1949 году, когда в Нью-Йорке была создана первая массовая платежная карта Diners Club. Вскоре она стала универсальной, и ею можно было расплачиваться за товары и получать наличные, а также выполнять другие операции. В результате банковских «баталий» на рынке определились две ведущие международные платежные системы - Visa и Mastercard.
Сегодня банковская карта - это удобство, безопасность и экономия времени для потребителя. Кроме того, использование банковских карт ведет к дополнительной прибыли для предпринимателей. Установка терминала безналичной оплаты обычно приводит к увеличению объема продаж, потому что людям легче решиться на дополнительные траты, когда они используют карточную платежную систему.
Для предпринимателя установка системы безналичной оплаты может достичь следующих стратегических целей: повышение привлекательности организации для потенциальных клиентов, расширение клиентской базы, увеличение товарооборота, сокращение издержек на бухгалтерию, сокращение расходов на обслуживание клиента и затрат на инкассацию, а также уменьшение риска оплаты фальшивыми банкнотами и повышение сохранности выручки.
Если предприниматель решил организовать безналичную систему оплаты, ему необходимо установить терминал безналичной оплаты и обеспечить совместимость с одной из международных платежных систем, таких как Visa или Mastercard.
Как внедрить безналичную оплату на предприятии при помощи банковских карт
Процесс использования пластиковых карт состоит из двух основных элементов: владельца карты и коммерческого предприятия, которое предоставляет возможность расплатиться по карте. Чтобы развивать эту систему, нужно, чтобы банки выдавали больше пластиковых карт, а предприятия создавали условия для безналичных платежей.
Правила расчетов по банковской карте на территории Российской Федерации определяются Положением Банка России № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», принятым 24 декабря 2004 года.
Организация, которая производит расчеты между компаниями и конечными потребителями, называется процессинговым центром. Здесь устанавливается связь между банком, который выпустил карту покупателя, и банком, в котором предприятие имеет свой расчетный счет.
Услуга банка, включающая в себя проведение расчетов, осуществляемых с помощью банковских карт, и операции по выдаче наличных денег держателям банковских карт, называется эквайрингом, а банк, предоставляющий ее, называется эквайрером.
Процесс покупки с помощью карты выглядит следующим образом. Держатель карты, оплачивающий покупку или услугу безналично, получает ее от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит — деньги не сразу поступают на счет предприятия. Информация об операциях по картам передается в банк компании, и на ее расчетный счет поступает стоимость товаров, проданных по карточкам. Банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента, который списывает ее со счета клиента.
Схема полного цикла системы безналичных платежей включает следующие этапы:
- Покупатель подает в банк заявление об открытии карточного счета и изготовлении пластиковой карты, а также передает поручения на депонирование денежных средств.
- Банк выдает пластиковую карту клиенту.
- Для оплаты покупки или услуги потребитель передает свою карту продавцу.
- Для оплаты товара или услуги потребитель предъявляет карту к платежному терминалу либо вставляет ее в терминал (если карта старого образца и не оснащена чипом). Оборудование считывает данные и отправляет запрос в банк для проверки платежеспособности клиента и получения разрешения на проведение операции. Банк покупателя предоставляет положительный ответ вместе с кодом авторизации или отказ с указанием причины (недостаточно средств, блокировка и так далее). Это занимает несколько секунд.
- Получив разрешение на оплату, представитель предприятия изготавливает слип, то есть специальный чек.
- Товар или услуга условно считаются оплаченными и предоставляются клиенту.
- В банк-эквайрер предъявляются слипы.
- В банк-эмитент передается информация о платежах посредством предъявления слипов.
- Средства списываются со счета покупателя и перечисляются на счет в банк продавца.
- Средства за вычетом комиссии банка-эквайрера зачисляются на счет предприятия.
Чтобы внедрить систему безналичной оплаты на предприятии, необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром, которые будут координировать все платежи и предоставлять необходимое оборудование, а также обучение персонала.
Сегодня, в мире современных технологий, возможность безналичной оплаты — один из ключевых успехов любого бизнеса. Популярность банковских карт растет, и недавнее примерение пандемии только укрепило доверие людей к ним. Безналичный расчет стал основным способом оплаты — безопасным и удобным в любых условиях, включая самоизоляцию. Предприниматели включают эквайринг, чтобы не потерять продажи и повысить оборот, привлекая покупателей, предпочитающих бесконтактную оплату.
Фото: freepik.com