Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию

Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию

<p>В 2015 году был принят закон, устанавливающий требования к разработке документов стандартизации. Один из таких документов - технические условия (ТУ). В статье рассказывается о том, какие требования предъявляются к разработке данного типа документации и кто отвечает за регистрацию ТУ. Дополнительно будут рассмотрены обязательность регистрации ТУ и процедура ее выполнения.</p>

Какую роль играют технические условия в стандартизации

С момента вступления в силу Федерального закона №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в 2016 году, технические условия (ТУ) были включены в стандарты организации и определены как документ, разработанный и утвержденный изготовителем или исполнителем услуг для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. При разработке документа организация должна учитывать не только результаты проведенных испытаний и измерений, но также положения национальных и межгосударственных стандартов, а также опыт использования технологий и оборудования в ходе производства продукции или выполняемых работ.

На текущий момент существуют несколько разновидностей ТУ:

  • Общие ТУ, действующие на группу однотипных товаров;
  • Специальные ТУ, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
  • ТУ на составные части изделия.

Как стандарт организации, технические условия направлены на реализацию единой государственной политики в сфере стандартизации, а также на улучшение качества и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому для производителей ТУ выполняют следующие функции:

  • Определяют все основные звенья производственной цепи;
  • Являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
  • Гарантируют единообразие результатов работы;
  • Позволяют защитить собственные интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.

Технические условия содержат детальную информацию, позволяющую отличить определенный продукт или услугу от сходных с ним образцов. Это помогает потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.

Для того, чтобы ТУ могли достичь своих целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в том числе комплексность, системность и открытость разработки. Технические регламенты и государственные стандарты также помогают ему в этом. Они ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу. Примером может служить "ГОСТ 2.114-2016. Единая система конструкторской документации. Технические условия".

Благодаря детальному описанию форм и методов контроля за соблюдением требований производства, хранения и доставки юридическое лицо может уйти от споров о результатах контроля безопасности и качества товара в арбитражном процессе.

Ведущие юристы-практики рекомендуют использовать ссылку на ТУ в гражданско-правовых договорах. В договоре поставки желательно детально описывать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в том числе на ТУ.

Важно отметить, что нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Росстандарт также осуществляет надзор в этой сфере.

Напомним, что в России товары, которые могут повлиять на безопасность людей, должны пройти проверку на соответствие национальным стандартам с оформлением обязательного сертификата. Для продукции, для которой предусмотрена обязательная сертификация, предусмотрена специальная номенклатура, перечень которой пересматривается ежегодно.

Как правильно разработать технические условия на пищевую продукцию? Какие требования нужно соблюдать? Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере ГОСТ Р 51740-2016, который действует с 1 января 2018 года.

Согласно ГОСТу, необходимость в ТУ возникает, если стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) отсутствуют или если производитель желает уточнить и дополнить существующие требования. Но как правильно составить ТУ?

В первую очередь, необходимо учесть структуру документа, которая предусматривает:

  • титульный лист;
  • основную часть;
  • приложения;
  • лист изменений.

Основная часть должна содержать:

  • сферу применения ТУ;
  • правила соблюдения качества и безопасности продукции;
  • порядок маркировки и упаковки товара;
  • методы контроля;
  • порядок хранения и доставки продукции.

Важно учитывать, что ТУ должны содержать исключительно русскоязычные термины, за исключением случаев, когда аналогов в русском языке нет.

Также запрещено злоупотреблять математическими знаками, если смысл можно передать словами. Вместо знака «–» следует писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Использование знаков «<», «>» и «=» без числовых значений запрещено.

Строго следует соблюдать требования к изложению текста документа. Обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение, запрещены. Для наглядности рекомендуется использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Таблицы также могут быть полезны для визуализации информации.

Особое внимание в ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчики советуют использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, определенные параметры шрифта, начертания, полей. Отдельно стоит выделить порядок оформления листа регистрации изменений.

И еще один важный момент. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241. Список следует учитывать при разработке ТУ на соответствующую продукцию.

Процесс согласования и регистрации технических условий – это довольно сложная и многоэтапная процедура. По закону о стандартизации, согласование ТУ с государственными органами не обязательно. Порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается самостоятельно юридическим лицом или предпринимателем в соответствии со статьей 21 данного закона.

Однако, на отдельные виды пищевых продуктов ТУ необходимо получать согласование, утверждение и регистрацию согласно порядку, установленному законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае желания компании получить компетентное заключение экспертизы проекта ТУ, можно обратиться в уполномоченные организации за проведением такой экспертизы. Соответствующие положения детализируются в отраслевых государственных стандартах (ГОСТ).

По общему правилу, экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).

В ряде регионов, производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для подтверждения того, что товар изготовлен по стандарту национальной системы сертификации (НСС). После прохождения такой проверки, товар получает региональный знак качества в виде логотипа на упаковке.

Уполномоченными организациями, упомянутыми в законе, являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Исполнение экспертизы проекта ТУ в соответствующем комитете осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Чтобы провести экспертизу, обычно необходима только заявка и документ, подлежащий оценке.

Фактически, получение экспертного заключения завершает процесс согласования ТУ. Если держатель подлинника не считает необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Затем следует заверить ТУ руководителями держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.

Что касается регистрации ТУ, то закон о стандартизации не предусматривает кардинальных изменений существующего порядка. Однако эта процедура является добровольной, но крайне необходима для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ.

Основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД "Продукция России". Информация для ее наполнения черпается из специальных форм - каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.

Для внесения сведений о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы. В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП "Стандартинформ".

Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов, включая заполнение форм, подготовку сопутствующих документов, направление форм на регистрацию, оплату услуг и получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком. Срок оказания услуги регистрации составляет в общем порядке десять дней.

Важно понимать, что процесс разработки и регистрации ТУ требует профессионального подхода и четкого понимания того, как именно осуществляется прохождение всех процедур.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *