Условия оформления, использования и обслуживания кредитных карт: в знании – выгода!
Кредитные карты постепенно заменяют менее удобные и выгодные потребительские кредиты на рынке финансовых услуг. Они обладают множеством преимуществ: быстрое оформление кредитных средств, возможность постоянного пополнения кредитной линии, разнообразие тарифов и удобство использования. Однако, перед оформлением карты необходимо внимательно изучить предлагаемые банками условия и тарифы.
Для начала сотрудничества с банком, необходимо заполнить и отправить анкету-заявление в отделении банка или онлайн на его сайте. Кроме того, следует представить определенный набор документов, который зависит от желаемого кредитного лимита, политики банка, типа выпускаемой карты и др. В большинстве случаев для подачи анкеты достаточно двух документов - паспорта и удостоверения личности.
Если заявка была заполнена онлайн, то следует дождаться предварительного ответа от банка, который обычно занимает два-три дня. Чтобы сократить время обработки заявки и получения кредитной карты, некоторые банки сами предлагают оформление кредитной карты на одобренных условиях.
Важно помнить, что любая недостоверная информация в заявке или представленных документах может стать причиной отказа в кредите. После положительного решения банка кредитная карта изготавливается в течение нескольких дней, а затем клиенту сообщается о необходимости посетить банковское отделение для подписания договора, предоставления оригиналов документов и получения карты.
Для активации кредитной карты нужно обратиться в отделение банка или позвонить в службу поддержки.
Срок оформления кредитки зависит от многих факторов, таких как возможности и политика банка, тип выпускаемой карты (именная или нет, с индивидуальным дизайном или без него) и др. Некоторые банки выдают мгновенные кредитные карты сразу после подачи заявки.
Банки выставляют ряд требований к заемщикам, так как предоставление кредита сопряжено с риском для них. Большинство кредитных организаций выдают кредитки только трудоспособным лицам с постоянным местом работы и хорошей кредитной историей.
Необходимо иметь в виду, что банк может отказаться предоставить кредитную карту без объяснения причин или установить высокую кредитную ставку. Это может быть вызвано возрастом заемщика, отрицательной кредитной историей, нехваткой дохода для погашения кредита и долговой нагрузкой более 30% совокупного дохода, отсутствием постоянного места работы, представлением недостоверных сведений или документов и др.
В зависимости от типа кредитной карты, ее категории и функционала, банки взимают плату за ее использование от 600 до 6 000 рублей в год.
Основные условия кредитования
Кредитный лимит для каждого заемщика рассчитывается индивидуально и представляет собой максимально допустимую сумму денежных средств. Эта величина определяется тарифными планами конкретной кредитной организации. В среднем размер кредитного лимита составляет от 5 000 рублей (для работников бюджетной сферы в регионах) до 1 500 000 рублей (для лиц на руководящих должностях в коммерческом секторе столицы).
Банк может изменять размер кредитного лимита в одностороннем порядке. Помимо этого, кредиты по картам являются "револьверными", то есть используемые заемные средства могут быть возвращены и использованы снова, полностью восстанавливая кредитный лимит после погашения предыдущего долга.
Банки взимают процент за использование кредитных средств после завершения льготного периода. Размер процента зависит от клиентской категории, рисковой политики банка и общеэкономических условий. Наименьшие процентные ставки можно найти при использовании карт с ограниченной функциональностью, таких как "Просто карта" от "Восточного банка" (0% в первые 60 месяцев и 20% после) и "Халва" от "Совкомбанка" (10%, при этом 730 дней – грейс-период, но карта рассчитана только на покупки). Крупные банки обычно устанавливают более высокие процентные ставки: АвтоКарта World MasterCard "ЮниКредит Банка" – 25,9%, "Классическая" от Сбербанка – 23,9%–27,9%, Кредитная карта "Аэрофлот" от "Альфа-банка" – от 23,9%, но при этом сервис там выше.
Ежемесячный минимальный платеж на карточке необходим для погашения кредита, если на ней есть долг. Его размер составляет примерно 3-10% от задолженности: от 3% в "ВТБ" до 10% в "Райффайзенбанке" и "МКБ", а также от 5% в Сбербанке и "ЮниКредит Банке". В зависимости от условий обслуживания клиента, минимальный платеж может включать комиссии за годовое обслуживание, снятие наличных, дополнительные услуги, штрафы за превышение кредитного лимита или за просрочку платежа.
Период, в течение которого требуется произвести платеж, обычно составляет 20 суток с момента расчетной даты. Последний срок внесения платежа указан в договоре и в ежемесячной выписке, которую можно получать по почте, в телефонном режиме, в интернет-банкинге или в отделении банка. Своевременный внесение платежей является подтверждением платежеспособности заемщика.
Льготный беспроцентный период, или грейс-период, это временной промежуток, в течение которого собственник карты может пользоваться заемными средствами без уплаты процентов, при условии, что он не снимает наличные средства с карты. Для большинства карт, таких как "ЮниКредит Банка", а также "PSB-Платинум" и "Классическая" от Сбербанка, льготный период составляет до 50-55 дней. Некоторые банки продлевают грейс-период до 100-110 дней, а отдельные – до 200 и более дней. Льготный период распространяется на безналичные операции и, в некоторых финансовых учреждениях, на снятие наличности. При этом важно внести ежемесячный минимальный платеж и погасить долг до завершения грейс-периода.
В случае нарушения сроков внесения платежей, кредитная организация может наложить на клиента штраф и начислить пеню. Форма санкций за нарушение правил пользования кредитными средствами определяется в договоре между заемщиком и кредитором.
Обычно банки одобряют несколько типов кредитных продуктов одновременно и внимательно относятся к различным нуждам клиента. Например, может быть выдана кредитная карта заявителю, у которого уже есть кредит "наличными" и автокредит.
Условия использования кредитных карт
Если вы хотите найти лучшее финансовое учреждение для кредитной карты, вам стоит обратить внимание на следующие параметры:
- Стоимость обслуживания. Тарифы зависят от типа карты и банка, который предлагает ее услуги. Например, бюджетные карты типа Electron или Maestro могут стоить до 250 рублей в год, а некоторые из них даже обслуживаются бесплатно. Среднестатистическая карта категории VISA Classic или MasterCard Standard обойдется вам от 600 до 1000 рублей в год. Кредитные карты категории Gold обычно стоят от 2 500 до 3 500 рублей в год, а категория Platinum - от 4 000 до 8 000 рублей в год и может быть еще выше. Кроме того, стоимость услуг зависит от набора услуг, уровня сервиса и кобрендинга карты. Некоторые банки выпускают карты с название Platinum, но на самом деле они не соответствуют уровню Classic.
- Удобство каналов погашения кредита. Это зависит от наличия отделений банков в различных населенных пунктах, наличия банкоматов с функционалом "cash in", возможности погашения задолженности через Интернет или в других финансовых учреждениях. Самые удобные условия для карт предлагают Сбербанк, "ВТБ", "ЮниКредит Банк" и несколько других.
- Процент за денежные переводы и снятие наличных. Это зависит от конкретной кредитной организации и типа карты. Так как международные платежные системы MasterCard и Visa берут комиссию с банков за обмен денежными средствами, начиная с 0,5%, но не менее 40 рублей, можно ожидать аналогичного подхода к клиентам от банков. Для кредитных карт среднесуточные ставки начинаются от 2 до 7% от суммы кэша, но не менее 290-600 рублей за операцию. Стоимость перевода зависит от типа платежа и получателя. Некоторые транзакции могут быть бесплатными, некоторые предоставляются по фиксированной ставке, например, 30 рублей за платеж.
- Удобство использования. Многие кредитные организации предлагают своим клиентам дополнительные услуги, которые делают использование кредиток более удобным: интернет-банкинг, смс-оповещение, круглосуточный call-центр, возможность осуществления транзакций по телефону через оператора и т.д.
- Наличие бонусных программ или программ лояльности. Такие программы включают в себя: скидки у партнеров банка, начисление баллов, особые привилегии. При использовании кобрендовых карт возможно конвертирование баллов в авиа-мили, в литры бензина, в минуты разговора по мобильной связи, деньги для оплаты покупок и пр. По кредиткам с функцией cashbacк клиент может частично вернуть на свой счет деньги (в размере 1-5% от суммы покупки), потраченные на покупки в крупных торговых сетях и компаниях, оказывающих разнообразные услуги.
Правильный выбор кредитной карты зависит от определения параметров и рисков, связанных с ее использованием. Заявитель должен изучить условия получения карты, а затем обратиться в банк (в отделение или через Интернет) для заказа карты.
Фото: freepik.com