История Каспийской флотилии. От "Орла" до "Дагестана"

История одного из старейших военно-морских объединений России – Краснознаменной Каспийской флотилии началась более трех веков назад.

 

 

 

История одного из старейших военно-морских объединений России – Краснознаменной Каспийской флотилии началась более трех веков назад. Все началось с первого трехмачтового фрегата «Орел», названного так в честь герба российского. Построен он был из-за необходимости расширить торговые отношения России с Персией и обеспечить защиту торговых путей по Волжскому пути. Так, в июле 1667 года второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович сказал «морским судам быть…» и приказал «делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово». 

   

Место это было выбрано неспроста, именно здесь находился девственный строительный лес, который как нельзя лучше подходил для изготовления военных судов. В последующем Дединово стало центром судостроения российского флота. Спустя буквально пять месяцев, а именно 14 ноября 1667 года, свершилось знаменательное для России историческое событие – был заложен первый военный корабль «Орел», имевший на вооружении 22 пушки и ставший первым флагманским кораблем будущей Каспийской флотилии.

Одновременно с «Орлом» на верфи были заложены яхта и несколько мелких судов, в последующем также предназначавшихся для службы на Каспийском море. После всех проверок и учений их переправили в Астрахань. Но это была лишь первая попытка создания флота, которая потерпела крах – в 1770 году во время восстания под предводительством Степана Разина корабли были захвачены и сожжены.

Спустя полвека, в 1704 году, Петр Великий решает расширить и укрепить торговые связи России на Каспийском море и начинает готовить флот к Персидскому походу.

18 июля 1722 года десант в 22 тысячи человек на 274 судах вышел из Астрахани в Каспийское море. Головным отрядом командовал сам Петр I. Высадившись на берег в районе нынешнего северного Дагестана, армия двинулась берегом на Дербент. 23 августа сухопутные войска заняли город, а отряд судов доставил туда артиллерию и провиант.

Русская  армия одержала победы, которые привели к присоединению новых территорий. В вечное владение России отошли города Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад. Для поддержания боевых действий и обеспечения морской охраны завоеванных земель Петр I решает создать в Астрахани порт, где будет находиться военный флот.

15 ноября 1722 (по старому стилю 4 ноября) государь издает указ: «При Астраханском порте для военной службы содержать адмиралтейство и морских адмиралтейских служителей…». С того времени 15 ноября считается днем основания Каспийской флотилии.

После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены, Анна Иоановна в 1735 году отдала большую их часть Персии. Тем не менее, интерес России к Каспию не ослабевал, и за возвращение утраченного взялся выдающийся деятель екатерининской эпохи Григорий Потемкин. В 1781 года отряд кораблей в составе 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 2 ботов под командованием капитана 2 ранга Войновича, по предписанию Екатерины II прибыл в Астрахань. С этого момента на Каспийском море стал содержаться отряд военных кораблей «…для покровительства нашей коммерции», причем один фрегат и бот из его состава постоянно находился в Астрабадском заливе.

Россия почти 100 лет завоевывала Каспий. В 1813 году заключили Гюлистанский мирный договор, по которому Россия получила право содержать в Каспийском море военный флот. С 1867 году главной базой флотилии становится незамерзающий порт в Баку.

В мирное время Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги она была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках. В 1920 году флотилия была награждена Почетным красным знаменем ВЦИКа за захват белой флотилии во время Энзелийской операции. Эта награда хранится и по настоящее время.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, поэтому флотилия продолжала нести свою дозорную службу в морском секторе. В период с 24 по 26 августа 1941 года она присоединилась к частям Закавказского военного округа и провела десантную операцию в Иране, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнём наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

С 1942 года Каспийская флотилия организовывала противоминную оборону и прикрывала своими кораблями грузоперевозки. Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

За боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войны 27 августа 1945 года Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. А ввиду удаленности от посторонних глаз, на полигонах флотилии регулярно проводили испытания новых видов вооружения.

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в  регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших республик в  суверенные государства, силы флотилии пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.

После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства, флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую её главной базой.

В настоящее время в состав флотилии входят ракетные сторожевые корабли (корветы УРО), малые ракетные и артиллерийские корабли, ракетные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.

В августе 2002 года в Каспийском море было проведено крупномасштабное учение флотилии с привлечением частей и подразделений Военно-воздушных сил, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта России.

В сентябре 2002 года корабли флотилии посетили с дружественным визитом столицу Республики Азербайджан – Баку.

В мае 2003 года отряд кораблей в составе ракетного катера «Ступинец», базового тральщика «Магомед Гаджиев» и малого гидрографического судна «ГС-301» под флагом командующего флотилией совершил визит в порт Актау Республики Казахстан.

В июле 2005 году на базе Каспийской флотилии прошла международная конференция представителей военно-морских сил каспийских государств по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия «КАSFОR».

В 2010 году Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.

В начале 2012 года планировалось передать флотилии второй сторожевой корабль проекта 11661 «Дагестан». Однако в январе 2012 года, находясь на швартовных испытаниях в Черном море в районе Новороссийска, сторожевой корабль «Дагестан» получил серьёзные повреждения во время шторма, сроком его вступления в строй после ремонта был установлен июль 2012 года. В июле 2012 года — после ремонта и проведения испытаний на Каспии — сторожевой корабль «Дагестан» принял участие в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Также этот корабль активно задействовался в манёврах «Кавказ-2012».

7 октября 2015 года флотилия приняла участие в военной операции России в Сирии. Привлечение военно-морских сил было обусловлено тем, что значительная часть боевых действий велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря. ВМФ должен был бесперебойно и своевременно доставлять по морю вооружение и боеприпасы. Также на флот были возложены и боевые задачи – поддерживать огнем наземные операции и защищать российские базы с моря.

В октябре 2015 года к операции привлекли четыре корабля Каспийской флотилии: ракетный корабль «Дагестан», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг», которые базируются в Махачкале.

В ночь с 6 на 7 октября с этих кораблей был нанесен массированный удар 26 крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр-НК» по 11 объектам Исламского государства на территории Сирии.

20 ноября корабли Каспийской флотилии выпустили 18 крылатых ракет и успешно поразили все семь целей. Корабли и дальше регулярно наносили удары ракетами «Калибр-НК» по целям на сирийской территории. В основном стрельба велась из районов восточной части Средиземного моря, удалённых на 100-150 миль от берега.

В апреле 2018 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу принял решение о передислокации флотилии в Каспийск. Началось строительство береговой инфраструктуры и жилья, окончание запланировано на 2020 год. Специалисты считают, что Каспийск, как место постоянного базирования, расположен удобнее и ближе к оперативному театру военных действий в Ближневосточном регионе, чем Астрахань.

Также причиной могло стать прогнозируемое падение уровня Каспийского моря в северной его части, которое затруднит эксплуатацию там относительно крупных ракетных кораблей.

В настоящее время Каспийская флотилия — по-прежнему мощное, боеспособное объединение, являющееся не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей, важнейшим инструментом внешней политики государства на Каспии. В ее состав входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.

Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/troops/44542170/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Автор Марина Рамазанова

Последние новости

В Казбековском районе состоялось совещание аппарата администрации МР по актуальным вопросам

12 февраля под руководством заместителя главы администрации МР Басира Нуцалова прошло рабочее совещание аппарата администрации МР «Казбековский район», где обсудили ряд актуальных вопросов,

Мэр Кизляра обсудил с директорами школ внедрение безналичного питание

Одно из главных преимуществ инновационной системы – ее простота использования для учеников Мэр Кизляра Александр Шувалов на совещании с директорами школ рассказал о внедрении сбербанком инновационной системы безналичн

Махачкалинец Ризван Мирзебалаев проявил мужество и самоотверженность, спасая людей, попавших в беду

 В ночь с 8 на 9 февраля автомобиль с четырьмя пассажирами упал в канал имени Октябрьской революции.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Белореченске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *