Народный идеал человека
Педагогическая культура каждого народа конечной целью воспитания считает формирование личности, всесторонне соответствующее народному идеалу.
Педагогическая культура каждого народа конечной целью воспитания считает формирование личности, всесторонне соответствующее народному идеалу. Каждый здравомыслящий человек, живущий на благо собственной семьи и народа должен соответствовать идеалу настоящего человека (труженика, педагога, врача, деятеля науки или культуры, спортсмена и др.), обязан растить детей идеальными членами общества и достойными гражданами нашей республики и страны. При всем этом, мы порою забываем, что каждый народ веками вырабатывал свой идеал человека. Народный идеал совершенного человека — это суммарное представление о целях народного воспитания. Идеал — универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу процесса формирования личности. В идеале отражается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально — в самом примитивном виде — возникла в глубокой древности. Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных «педагогических» действий человек шел к усложненной педагогической деятельности.
Формирование совершенного человека – это ведущий мотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности. Прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Именно самосовершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, обогатило материальную и духовную культуру.
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Возьмем, к примеру традиционные русские характеристики человека («умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде.
Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец — «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник.
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» у народов Кавказа, разумеется, и Дагестана имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.
По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен быть: дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру; примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, примерным воспитателем своих сыновей; иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжелые работы в семье брать на себя; иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда; понимать, ценить и творить прекрасное; отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода; продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, и передавать эти традиции детям и внукам; быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика; никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости; иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе; быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь сабур), проявлять пренебрежение к насилию и жестокости; уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях; проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.
В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, мужество, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное — не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала. Не случайно наш Президент Владимир Путин, отмечая подвиг одного из Героев России, сказал: «Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, мордвин, осетин». Думаю, совершенство Нурмагомеда Энгельсовича, — пример каждому мужчине, и оно полностью и всецело соответствует дагестанскому идеалу.
У народов Дагестана любовь к Родине — одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от дагестанца требуется сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, сельского джамаата и народа. «Не позорь своего отца и мать», «Сохрани свое лицо», т.е. не позорь честь и достоинства дагестанца.
Народы оценивают многое с точки зрения и собственных эталонов. Так, например, у народов Дагестана есть выражение «настоящий дагестанец», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «дагестанец» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) дагестанец» — это чеченец, ингуш, калмык, осетин, грузин, азербайджанец, это люди, с которыми общался дагестанец и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем человеке.
Воспитание национального достоинства составляет фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагает и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствует воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», — такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.
Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, умей пахать и лошадью управлять», а девочке — «Будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».
С надеждой и заботой о совершенной личности в семье и роду подбирались и имена новорожденным. Например, народы Дагестана всегда желали видеть своих сыновей смелыми, сильными, здоровыми, крепкими, о чем свидетельствуют такие имена, как Аслан (лев), Лачин (сокол), Бахадур (богатый), Булат (сталь), Галбац (волк), Кудрат (сила), Чаранов (стальной), Махулов (железный). В именах есть пожелания совершенства ума, например, будь учёным, мудрым, мастеровым: Алим (учёный), Ариф (мудрый), Харах (лекарь), Демирчи (кузнец), Уста (мастер); будь приветливым, гостеприимным, щедрым: Салам (здравствуй), Мехман (гость), Жумарт (щедрость). Девочкам желали быть умными и добрыми: Зарифа (умная), Ларах (светлая); иметь нежность и красоту цветов: Цюк (на лезг. — цветок), Цюквер (на лезг. — цветы), Бубу (на лезг. — мак), Гюль (на тюрк. — цветок), Десте (на персид. — цветок), Лала (мак), Шакуфа (бутон); изящество и грациозность мирных животных и птиц: Тавус (павлин), Билбил (соловей) Джейран (лань), Марал (горная серна); сияние и блеск драгоценных камней и металлов: Зумруд, Алмаз, Фируза, Джавагир, Мерджан, Меседу, Седеф, Гумюш, Кизил, Махи и другие.
Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам Дагестана. Так, например, юноши по совету народных мудрецов стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Народы Дагестана считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности перерастало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи — в совершенство рода, а оно уже вело к совершенству всего джамаата аула и народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.
Мудрые народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. Так, например, в Средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах — добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». В число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать этими добродетелями в гармоническом единстве.
Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими — нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс человеческих совершенств рассматривали во взаимосвязи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
Формирование положительных черт личности понимается у дагестанцев, в первую очередь, как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают. Эти добродетели и их противоположности следующие: ум, его омрачают раздражения, озлобления; дружба, ее губит зависть; совесть, ее уничтожает жадность; хорошее воспитание, но на него может повлиять дурная среда; скромность, ей вредит распущенность; доброта, ей мешает себялюбие; счастье, его губит ревность.
Весьма примечателен в этой связи перечень совершенств личности в педагогической культуре бурятов под названием «Девять доблестей мужчины».
Они включают в себя следующие заповеди:
превыше всего — согласие;
на море — пловец;
на войне — богатырь;
в учении — глубина мысли;
во власти — отсутствие лукавства;
в работе — мастерство;
в речах — мудрость;
на чужбине — непоколебимость;
в стрельбе — меткость.
Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, что требуется формировать не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон национальной традиционной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся и в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.
При всем при этом, следует помнить, совершенству человека, особенно умственному, нет предела. В книге популяризатора науки Виктора Пекелис «Твои возможности человек» отмечается, что за период своей жизнедеятельности, человек реализовывает около 10% возможностей человеческого мозга, а 90% в резерве. Свидетельством тому удивительные умственные способности детей, в телепередаче «Лучше всех».
Таким образом, пути к совершенству безграничны. Но главное в том, чтобы всякое совершенство человека соответствовало общечеловечески значимым и всеми народами ценимым морально-этическим нормам.
Дагестанская мораль призывает человека проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным. Как видно из предписанных качеств, дагестанцы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Вопрос в том, как же стать совершенным, полноценным человеком?
Для совершенства, прежде всего надо укреплять здоровье, силу, ловкость, быстроту движений, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, в труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, стать бодрым и жизнерадостным. Ярким примером тому веками и в наши дни проявляемое воинами-дагестанцами, дагестанскими спортсменами мужество и стойкость во славу родины и родной республики.
Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», – говорят дагестанцы. Ум помогает человеку получить знания о предметах, о людях и животных, о ближних и дальних странах. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время — перо возьми (т.е. учись)», «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием», «Не гордись званием, а гордись знанием», «Бывает: мастер по званию, да не мастер по знанию», «Знание — половина ума», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Вот почему важно учиться прилежно всегда и всему. Хорошая учеба дает человеку глубокий ум и широкий кругозор.
Однако главное в человеке – это его морально-этический облик. Облик – это внешний вид, характер человека. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-человечески, опуститься морально и внешне. Иметь морально-этический облик – это значит и по одежде, движению, образу, взгляду, по наряду, одетому согласно месту и времени; и по этическим представлениям, знанием о категориях добра и зла, характеру, поведению соответствовать социально одобряемым требованиям общества, народа и государства. Помнить как зеницу ока и соблюдать все это предписывают веками апробированные, и ныне социально востребованные установки Дагестанского идеала совершенного человека.
Шайдабег Мирзоев,
профессор
Последние новости
Новые меры по улучшению качества жизни в городе
Власти города представили план действий для повышения жизненных стандартов.
Делегация Табасаранского района на семинаре в Кайтагском районе
Обсуждение итогов работы местного самоуправления и задач на будущее.
Встреча с выдающимися педагогами района
Арсен Магомедов отметил достижения лучших учителей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку