11.11.2023

«В гостях у учёного». В научно-инновационных центрах ДГУ прошла экскурсия для школьников

В научно-инновационных центрах Дагестанского госуниверситета провели экскурсию для активистов «Движения первых» из Ногайского района. На экскурсию приехали 25 восьмиклассников в сопровождении классных руководителей.  Декан физического факультета ДГУ Вали Курбанисмаилов поприветствовал ребят и выразил надежду увидеть их в будущем в качестве студентов факультета. Он также предложил приводить к ним на экскурсии учеников 10-11-х классов из Ногайского района.

«Вы проделали такой долгий путь, что доказывает, что вы не боитесь трудностей. Вы еще в восьмом классе и впереди много времени, чтобы хорошо подготовиться  и выбрать себе направление, определить,  кем вы себя видите, какими специалистами хотели б ы стать.  А мы ждем вас в ДГУ», – сказал начальник отдела профориентации и содействия трудоустройству вуза  Мурат Курбанов.

На экскурсии ребята узнали, как рентгеновский дифрактометр исследует материалы, как микротвердомер определяет свойства веществ, как работает анализатор частиц, посмотрели фотографии веществ, сделанные на высокоточном микроскопе.

Так, в  лаборатории рентгеноструктурного анализа  научный сотрудник  Руслан  Эмиров рассказал об устройстве  и работе  дифрактометра PANalytical Empyrean 2.
  «В современном мире создается принципиально новая техносфера, которая станет органической частью природы. Надеемся, что посещение нашей  лаборатории станет не только интересным приключением, но и пробудит  интерес к физике и научным исследования», – отметил ученый.

Доцент кафедры физической электроники Абубакар Исмаилов представил слушателям исследования, которые проводятся в лаборатории физики тонких пленок. Здесь синтезируются и исследуются уникальные свойства низкоразмерных нитевидных кристаллов, нанотрубок и нанолент, представляющие собой одномерные структуры с диаметром в диапазоне от нанометров до сотен микрон.

« Наномир напоминает кукольный театр, чтобы получить необходимый эффект, мы дергаем за так называемые технологические параметры: меняем температуру газа в системе, меняем напряжение и т. д.  В научной лаборатории  вырабатывается технология получения какого-то материала, это долгий процесс, требующий терпения и хороших знаний. Необходимо соотносить свою работу с исследованиями других ученых по всему миру, чтобы понять, есть ли в них что-то новое для человечества.  Наука – это всегда новые знания. А обучение – знакомство с тем, что необходимо освоить, чтобы дойти до края неизведанного. Современный человек должен быть образованным, поэтому учитесь, усердно учитесь», – подчеркнул ученый.

Кандидат физико-математических наук   Султанахмед  Гаджимагомедов   отметил, что Россия остается лидером в сверхпроводниках первого поколения, по ег словам, сегодня перед учеными стоит амбициозная задача – получить сверхпроводники третьего поколения.

«У российских ученых  множество опережающих технологий, например, распыление мишени получение нанослоев. Наши ученые по количеству статей, по качеству  исследований и уровню публикаций не уступают мировым, мы также совершаем прорывные открытия. . Относительно сверхпроводников у нас огромный задел, и мы можем обеспечить производственный масштаб в наноструктурированном и микроструктурированном виде», – по дчеркнул ученый и призвал ребят активно заниматься наукой и изучать физику.

Далее школьники посетили учебно-исследовательскую лабораторию сканирующей зондовой микроскопии и спектроскопии комбинационного рассеяния, в которой им продемонстрировали рисунки, полученные на сверхмощном аппарате.

Активисты «Движения первых» поделились своими впечатлениями. Восьмиклассница Аделина призналась, что всегда хотела узнать, как совершаются открытия.  « Я люблю математику и физику, мне нравится проводить опыты, сегодня я узнала  много нового и интересного» , – сказала она. Школьник из селения Кунбатар Алан еще не выбрал специальность, но остался впечатлен лабораторным оборудованием: « Мне очень понравилась эта экскурсия,  здесь очень гостеприимные люди. А больше всего впечатлил микроскоп и фотографии, которые нам показали. Я еще думаю над выбором профессии, все-таки два года есть, но больше всего из предметов в школе выделю географию и физику».

Затем школьникам показали разновидности рыб,  разводимых в аквакомплексе на базе биологического факультета ДГУ. Преподаватель направления «Водные биоресурсы и аквакультуры» Магомед Мирзаханов рассказал участникам экскурсии, как на кафедре выращивают мальков и ухаживают за осетровыми.  Школьники смогли увидеть не только чистые породы, но и гибриды.

«Мы привели  восьмиклассников, чтобы заинтересовать их передовыми  технологиями, познакомить с работой ученых,  чтобы дальнейшем они смогут выбрать себе подходящую специальность. Нам здесь очень понравилась, думаю, что ребята станут еще усерднее изучать физику после такой экскурсии», – сказала учитель Зигерхан Саркатова.

Отметим, что мероприятие организовано в рамках проекта «В гостях у ученого», реализуемого общероссийским движением детей и молодежи «Движение первых».
Основная цель проекта – популяризация наук и знакомство детей с развитием и достижениями региона, работой вузов и предприятий.

Амина Магомаева