На крыше дома твоего
Пожар на крыше дома на улице Ташкентской, 32а, в Махачкале. Фото: Сергей Расулов / NewsTeam.
Пожар на крыше дома на улице Ташкентской, 32а, в Махачкале. Фото: Сергей Расулов / NewsTeam.
Виноваты ли интернет-провайдеры в пожарах
Минувшим летом, 30 июля, на Ташкентской, 32а, в Махачкале загорелась кровля многоквартирного жилого дома. Пожару на крыше здания предшествовал «инцидент с травмированием рабочего при подключении интернет-кабеля к электрическому столбу». Происшествие вызвало большой резонанс в соцсетях. Люди обвиняли в пожарах на крышах интернет-провайдеров, якобы самовольно и бесконтрольно устанавливающих свое оборудование на чердаках. Подобные обращения поступили и в адрес нашей редакции, поэтому «Молодежка» попыталась разобраться, почему горят крыши и виноваты ли в этом интернет-провайдеры.
«Если какая-то крыша сгорит, в первую очередь будут обвинять интернет-провайдера»Все бы ничего, но после пожара на Ташкентской минувшим летом в Махачкале загорелась крыша еще одного дома – 17 августа на улице Мурадовой, 53,пожаром были охвачены мансардный этаж и кровля многоквартирного жилого дома. Если говорить о пожарах, случавшихся на крышах жилых домов в дагестанской столице в последние годы, то навскидку можно вспомнить пожар на крыше многоквартирного жилого дома в августе 2021 года на Шамиля, 21, и в ноябре прошлого года в Новом поселке, на проспекте Акушинского. Тогда, по предварительным данным, причиной пожара стал сильный ветер, принесший искру, от чего старая, покрытая смолой крыша вспыхнула. Несмотря на то, что спровоцировать возгорание кровли могут жара или ветер, вопрос, по чьей вине так часто горят крыши, тем не менее остается актуальным.
Инженер компании «Сабнет» Мурад Илаев в разговоре с «Молодежкой» подчеркнул: не было еще ни одного доказанного факта, что пожар случился именно по вине интернет-провайдера. Просто, когда случается пожар, легче всего бывает свалить все на провайдера, считает он.
«Потому что провайдеру, хочешь не хочешь, придется все кабели за свой счет восстановить, чтобы продолжать обслуживать своих клиентов. Клиента же мы не можем бросить, поэтому просто ищут крайнего, это мое мнение», – высказался представитель «Сабнета».
– Я сам, как бывший монтажник, поднимаюсь на крыши и часто вижу, что очень много электрических кабелей проведено по ним: освещение чердачное, жильцы последних этажей, особенно там, где мансардные крыши, проводят электрические кабели через крышу, – объясняет Илаев. – Раньше мы делали очень много фотографий, чтобы, когда управляющие компании или еще кто-то нас пытались обвинить, показывать им: вот, в вашем же доме электрические кабели вот так безобразно подведены, и посмотрите, как наши кабели подведены. Они унас находятся в негорючей гофре, которая не дает воспламениться кабелю. Также у нас стоят автоматы с отсекателями. Они все это понимают.
Что касается самого подключения домов к Интернету, то провайдер не может осуществить его самовольно, подчеркивает наш собеседник. Все действия согласуются с управляющей компанией, ТСЖ. Или застройщиком – в случае, если речь идет о новостройке, где ни УК, ни ТСЖ еще нет.
Фото: Сергей Расулов / NewsTeam.
«Все происходит так: поступает заявка на подключение к Интернету от определенного дома, где у нас нет оборудования. Представитель нашей компании идет в управляющую компанию, обслуживающую этот дом, и берет у них разрешение – сначала устное на установку узла, затем уже подписывает с ними договор. На сегодняшний день почти со всеми УК у нас договор уже подписан, просто при подключении к нашему Интернету очередного дома заключается дополнительное соглашение, и УК нам говорит: вы ставите оборудование в этом месте либо в этом, электричество подключаете отсюда.
Если к Интернету нужно подключить новостройку, застройщик приглашает несколько компаний сразу, эти компании за свой счет сразу проводят кабели почти в каждую квартиру либо ставят шахту в подъезде за свой счет», – объясняет инженер компании.
Раньше провайдеры оборудование ставили на чердаках крыш, потому что крыши были бетонные. Сейчас крыши делают деревянные, обшивают их при ремонте деревом, поэтому последние 2-3 года на них провайдеры свое интернет-оборудование не устанавливают, рассказал наш собеседник. Сейчас оборудование ставят на техническом этаже либо в подъезде (если техэтажа нет, так – безопаснее):
«Если помните, два-три года назад на Ирчи Казака, 18, горела крыша. После этого случая провайдеры не ставят свое оборудование на крышах. Если оно там и осталось, то провайдеры потихоньку начинают его с крыш спускать.
Если какая-то крыша сгорит, в первую очередь будут обвинять интернет-провайдера, потому что: «у вас там куча проводов, ваши ребята туда каждый день поднимаются, наверное, они там что-то сделали», – но по факту еще ни разу не доказали, что крыша горела по вине провайдера. Утверждают, что возгорание пошло от наших проводов, но приходят, открывают наш ящик, а в нем оборудование целое».
Что касается подключения к электрическим столбам, то и здесь, по словам Мурада Илаева, пространства для маневра и самодеятельности у провайдеров нет.
«Какие-то сети принадлежат Троллейбусному управлению, какие-то – Горэлектросетям. И с теми, и с другими договоры у провайдеров есть», – уточняет наш собеседник.
Причем интернет-провайдеры не могут протянуть свой провод на любой высоте. Как правило, допускается их проводить не ниже пяти метров над землей – с тем расчетом, что самая габаритная машина в высоту не больше 4,5 метра. Но, как оказалось, и тут все не так просто.
«Мы специально устанавливаем свои кронштейны. Электрические кабели от наших находятся метра на полтора выше, но зачастую, особенно в частном секторе, люди, которые сами себе проводят кабель со столбов, не вешают его на свои крепежи, а вешают именно на наши кронштейны, потому что им так удобнее, из-за чего могут быть замыкания или возгорание проводов в результате трения. Если начнет гореть их провод, загорится и наш», – объясняет инженер.
Фото: Сергей Расулов / NewsTeam.
По договору аренды интернет-провайдеры должны ежемесячно платить за каждый столб. Что касается оборудования, устанавливаемого в жилых домах, то и за это провайдер, хоть и символическую сумму, но платит – 2 тысячи рублей в год. В других городах за установку оборудования в домах с провайдеров денег не берут – просто дают им место и создают условия для подключения, резюмирует наш собеседник.
С чердаков в подъездыВ пресс-службе Дагестанского филиала ПАО «Ростелеком» «Молодежке» рассказали, что все работы по подключению абонентов к Интернету специалистами «Ростелекома» осуществляются на основе нормативных инструкций, утвержденных для всех регионов России. В них строго регламентируется порядок и соблюдение мер безопасности при работе с электрооборудованием, на высоте, пожарной безопасности и т.д. Причем проведение работ в многоэтажных домах или в частном секторе имеет свою специфику и регламентируется отдельными инструкциями. Например, недопустимо выносить интернет-кабель многоэтажного дома и через него подключать частное домовладение. Не производится подключение с использованием опор линий электропередач. Для этих целей существуют придомовые электрощиты (подключение производится только после согласования с УК/ТСЖ).
Интернет-хабы в многоэтажках находятся в подъездах и защищены специальными антивандальными шкафами. Переговоры об установке того или иного оборудования ведутся с УК/ТСЖ/УО, и в дальнейшем заключаются договоры, отметили в «Ростелекоме».
В группе компаний Ellco также сослались на то, что размещение средств и линий связи производится по согласованию с собственниками зданий и сооружений и – при необходимости после получения согласия собственников помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Действующее законодательство не требует согласования данных работ с органами государственной или муниципальной власти, за исключением случаев, когда объектом строительства являются особо опасные и технически сложные сооружения связи.
В ответе интернет-провайдера также говорится, что размещение средств и линий связи проводится на возмездной основе в соответствии с условиями, установленными в заключаемом договоре.
В компании рассказали, что ими соблюдаются требования в области пожарной безопасности, строительства сетей связи, а также другие обязательные нормы. В штате имеется отдельное лицо, ответственное за охрану труда и технику безопасности, проводящее инструктаж работников, оформление допусков к работе в электроустановках и т.д.
«Кроме того, группа компаний Ellco уже несколько лет, как отказалась от практики размещения активного оборудования в чердачных помещениях, а ранее размещенное оборудование переносится на лестничные площадки или за пределы здания по технологии GPON. В частности, в городе Махачкале данные работы были проведены практически во всех многоквартирных домах. Однако возник случай, когда жители дома по адресу проспект Имама Шамиля, д. 27, не разрешили проведение данных работ, возможно, из-за того, что они не поняли цель их проведения», – отметили в Ellco.
Жалобы были, пожары – тожеИ все-таки спровоцировало ли пожар на крыше жилого дома в Узбек-городке интернет-оборудование?
В ответ на запрос «Молодежки» в Главном управлении МЧС России по Дагестану сообщили, что кровля дома на Ташкентской, 32а, в Махачкале загорелась не по причине неисправности установленного на крыше интернет-хаба, а из-за электропроводки.
«Причиной возникновения пожара послужило возгорание сгораемых материалов, расположенных в очаге пожара, в результате тепловых проявлений аварийного режима работы электрической проводки. Неисправность оборудования интернет-провайдера не установлена», – говорится в официальном ответе ведомства.
При этом, отвечая на наш вопрос, были ли за последние годы в столице Дагестана факты возгорания кровли жилых домов по вине интернет-провайдеров, а именно из-за оборудования, установленного ими на крышах жилых домов, в республиканском МЧС ответили, что да, «на территории города Махачкалы ранее случались пожары, причиной которых явилась неисправность интернет-оборудования».
Фото: Сергей Расулов / NewsTeam.
Жалуются ли жильцы домов, недовольные действиями провайдеров, орудующих на их крышах, еще куда-то кроме СМИ и соцсетей?
В Государственной жилищной инспекции Дагестана отмечают, что жалобы на действия интернет-провайдеров в отдельную категорию не выделяются, поэтому отдельная статистика по ним не ведется, но они все же поступают в ведомство.
«Жалоб от жильцов именно на то, что провайдер без разрешения установил на крыше их дома свой интернет-хаб, не было, но жалобы, что, к примеру, провайдер устанавливал оборудование (при этом к ним не обращаясь) и пробил кровлю дома, в результате чего она начала течь, были. Такие обращения нами фиксируются как «течь кровли». Поэтому, чтобы установить, какие именно проблемы создают жильцам интернет-провайдеры, необходимо будет поднять каждое из трех тысяч обращений, поступивших в наше ведомство с начала этого года», – пояснили в пресс-службе Госжилинспекции Дагестана.
Однако если говорить о приблизительных цифрах, то примерно 75 обращений с начала года так или иначе касались проблем, связанных с установкой интернет-оборудования в домах, отмечают в жилищной инспекции.
Возникает вопрос: что с этим делать и как решать проблему?
В конце августа стало известно, что минцифры Дагестана совместно с Госжилинспекцией республики утвердили перечень методических рекомендаций для интернет-провайдеров и управляющих компаний. На вопрос «Молодежки», связано ли утверждение этих рекомендаций со случаями пожаров на крышах многоквартирных жилых домов и с целью обеспечения безопасности, в ведомстве отвечают утвердительно.
«Проблема существовала, и необходимость в этих методических рекомендациях назревала уже давно, но в свете последних событий, связанных с пожарами, эта необходимость стала острее. Безусловно, цель этих рекомендаций – забота о безопасности жилых домов», – подчеркнули в Госжилинспекции.
Что касается самих рекомендаций, то они уже утверждены приказом от 23 августа, подписанным руководителем Госжилинспекции Дагестана – главным жилищным инспектором республики Сергеем Касьяновым и министром цифрового развития региона Юрием Гамзатовым, и вступили в силу.
На сайте Госжилинспекции Дагестана любой желающий может ознакомиться с ними или скачать отдельным файлом.
Документ не только регламентирует взаимоотношения всех задействованных сторон, но и прописывает технические требования, которые необходимо соблюдать не только при установке интернет-оборудования, но и при подключении к системе кабельного телевидения, телефонии, домофонной связи и т.д.
Бэла Боярова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»
Просмотры: 2Последние новости
Увеличение карантинных зон в Дагестане
Фитомониторинг показал значительный рост карантинных фитосанитарных зон в регионе.
Обследование предпринимательства в Махачкале продолжается
В городе ведется работа по проверке законности предпринимательской деятельности.
Проблемы качества питьевой воды в Дагестане продолжают оставаться актуальными
Роспотребнадзор выявил значительное количество проб воды, не соответствующих стандартам
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований