История одного села: Миатли
Много ли интересного можно увидеть, побывав только в одном селении? Я точно знаю, желающий увидеть – увидит.
Синей полосой блестит Сулак, успокоенный Чирюртским водохранилищем. Именно здесь, у подножия горы Хадум, около 2000 лет назад был основан аул, позже нареченный Миатли.
Название села произошло от тюркского «минатли», что означает «1000 всадников». Наверное, это означало, что здесь жили воинственные люди. И история доказывает, что я недалека от истины. Миатлинцы – участники всех войн на Кавказе, начиная с Согратлинского сражения с Надир-шахом. В Салатавию и нагорный Дагестан дорога пролегала через Миатли. В Кавказской войне село трижды сжигали дотла, в том числе и имам Шамиль, за то, что местные жители пропустили в горы царские отряды. И каждый раз им приходилось восстанавливать его. В Великую Отечественную войну Родину защищать ушли 113 сельчан, вернулись 63, многие калеками-инвалидами.
До 1970 года село было в составе Казбековского района, но после землетрясения жители переселились в местность Кокрек, и теперь оно входит в состав Кизилюртовского района. Об этом рассказал старожил села Гаджимагомед Салманов, который любезно согласился стать для меня гидом в этом путешествии.
– После землетрясения на старом месте осталось около 30 хозяйств, остальные переехали вверх. Теперь мы говорим, что это старый и новый Миатли, который соединен мостом протяженностью в 130 метров. Раньше был паром, но потом сельчане собрали средства и народным методом построили этот мост. Только вот недолго ему еще здесь стоять, – с грустью говорит Салманов.
– Почему? Он же крепкий, – удивляюсь я.
– Крепкий. Раньше на века строили. Но только туристический бум диктует свои правила. Это сейчас по нему так спокойно можно ходить. А летом – муравейник. Поэтому решено построить новый мост с большей пропускной способностью. А ведь это, можно сказать, историческое место. Летом 1840 года здесь неподалеку разбил шатер отряд русских солдат, среди которых был и молодой поручик Тенгинского полка Михаил Лермонтов, и свой рисунок «Переправа через Сулак» он здесь нарисовал. У нашего села вообще очень интересная история. Резиденция 7 окрестных сел находилась в Миатли. А во дворе канцелярии была вырыта яма, куда по веревке спускали нарушителей адатов.
А сейчас я нашу мечеть покажу. Ее в XIX веке построили, потом несколько раз реконструировали. Но старались сохранить первозданность. Еще у нас есть зиярат Муса-хаджи. Но о нем лучше меня наш имам расскажет.
Да уж, имама в качестве экскурсовода на моем журналистском веку еще не было. Мухаммад-Хабиб Гаджаев располагает к себе с первого взгляда. Молодой, доброжелательный, умный, верящий. Не верующий, каких сегодня много, а именно верящий, каковых единицы.
– Вы впервые в нашем селе? – с улыбкой спрашивает имам.
– Да.
– А знаете, еще в XVIII веке поэт и декабрист Александр Полежаев стоял в лагере возле Миатли, где и написал поэму «Чирюрт»?
– Простите мне мое невежество, – покаянно говорю в ответ.
– А еще в нашем селении похоронен Муса-шейх. В X-XI веках он со своими братьями, старшим Абумуслим-шейхом и младшим Мухаммад-Ислам шейхом, пришел в Дагестан, чтобы принести на наши земли ислам.
Старший брат захоронен в Хунзахе, младший – в Гельбахе. А Муса-шейх у нас. За давностью веков место его захоронения было утеряно, но 170 лет назад в наше село приехал Мухаммад-Аль-Акуши, который указал это место. Здесь и обустроили святую могилу.
Имам отвел меня к зиярату. Что меня поразило, так это длина захоронения.
– Не удивляйтесь. Здесь похоронен не только сам Муса-шейх, но лежат его меч и лошадь.
Прочитав молитву, мы отправились к еще одному месту, появление которого также связано с Муса-шейхом, – к горячим источникам Исси-су.
– Шейх приехал к нам со своими сподвижниками. Непривычные к нашему климату арабы стали часто болеть, и тогда Муса-шейх попросил Всевышнего даровать им лекарство от недуга. Во сне он увидел, что нужно делать. Ударил посохом о землю в четырех разных местах и пробились там горячие минеральные источники разной температуры. Говорят, эта вода схожа по своим качествам с «Ессентуки-17». Она лечит больные суставы, вымывает отложившиеся соли, – рассказал Мухаммад-Хабиб.
Проверять так это или нет, не стала, поверила на слово. Тем более желающих исцелиться и без меня было немало.
Поблагодарив имама за интересную и познавательную экскурсию, вернулась к своему первому гиду. Впереди меня ждало настоящее приключение, ведь, как говорит моя подруга, приехать на Сулак и не покататься на катере, все равно, что приехать в Москву и не пойти на Красную площадь. Ну кто я такая, чтобы спорить с этим мудрым утверждением?
Гаджимагомед Салманович бодро сопровождает меня на катер.
– Что-то мне страшновато, – признаюсь я.
– Нашла чего бояться. Подумаешь! Ну, выпадешь за борт – приплывешь к берегу.
– Я плавать не умею!
– Серьезно? У нас в селении проживает 1200 человек, и только пятеро не умеют плавать. Мне за тебя стыдно!
– Если бы вы знали, как стыдно мне, – бормочу я и наперекор страху лезу на борт.
– Я, между прочим, эту электростанцию строил. Ну, как строил? Помогал. Мальчишкой еще был, – озорно поблескивая взглядом, рассказывает Салманов. – Интересное время было, скажу я тебе. Геологоразведчики, разведчицы… А потом уже я еще на пяти стройках ГЭС поработал. Не только в Дагестане, по всему Советскому Союзу. Хочешь, расскажу?
– Вы мне лучше расскажите, что в ваших лесах растет, кто в них обитает…
– Обитает? Кроме кенгуру и крокодила, все есть! И медведи, и зайцы, и лисы, и волки. А растет… ну, шоколадное дерево растет.
– Какао-бобы?
– Да нет! Дерево такое, с плодами, как шоколадные драже.
– Вкусно, наверное?
– Летом приезжай, попробуешь. А вот тут на этом самом месте наш старый сад был, – показывая на серебристо-бирюзовую воду, говорит мой гид. – В 1961 году часть селения затопили под водохранилище. Ну и наш сад. А какие там были яблоки! Меня бабушка к деду с обедом в сад отправляла. Я ему еду принесу, а он мне яблок полные карманы отсыплет. Обратно в село иду, яблоки ем, радуюсь… Как давно это было. Целая жизнь прошла.
Под лирическо-юмористические рассказы я совсем о своем страхе перед водой забыла. А когда мы вернулись к берегу, Гаджимагомед Салманович признался, что перед такими «катаниями» нужно заранее завещание писать.
– Так вы же говорили, что не боитесь…
– Ну что ты хочешь, чтобы я перед женщиной себя трусом показал?
Правильно, мужчина всегда должен оставаться мужчиной, вне зависимости от возраста.
На этой жизнеутверждающей ноте мы с моим гидом и расстались.
Уставшая, но счастливая, я вернулась домой. И спешу поделиться с вами, дорогие читатели, эмоциями от увиденного. Надеюсь, вам было интересно.
Последние новости
Галип Галипов поздравил с праздником Ураза-байрам
Глава Гумбетовского района Галип Галипов поздравил земляков с праздником Ураза-байрам.
Участники СВО из Гумбета отмечают Ураза-байрам на передовой
Бойцы СВО из Гумбетовского района поздравляют россиян с праздником Ураза-байрам и отмечают завершение благословенного месяца Рамадан на передовой.

Глава Табасаранского района поздравил Председателя Правительства РД с юбилеем
1 апреля от имени всего коллектива администрации Табасаранского района,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения