Первый дом исламского призыва
Этот дом находился в 130 метрах от Священной Каабы и представлял собой первый центр исламского призыва.
Этот дом находился в 130 метрах от Священной Каабы и представлял собой первый центр исламского призыва. В нем Пророк Мухаммад (с.а.с.) читал проповеди, обучал своих сподвижников постулатам веры, создавал новое поколение человечества.
В этом доме принимали ислам такие выдающиеся личности исламской истории, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, дядя Пророка (с.а.с.) Хамза, Аммар ибн Ясир, Сухайб ар-Руми (да будет доволен ими всеми Аллах).
В первые три года исламского призыва этот дом был единственным пристанищем Пророка (с.а.с.) и его первых последователей, где они чувствовали себя в полной безопасности. Он был островком просветления в океане невежества и заблуждения. Но кому принадлежал этот дом? Кто из курайшитов на свой страх и риск превратил свое жилье в первый дом исламского призыва?
ГЕРОЙ ТОГО ВРЕМЕНИ
Этот дом принадлежал Аркаму ибн Абу аль-Аркаму (да будет доволен им Аллах), совсем еще юному курайшиту, которому на момент принятия ислама было всего лишь шестнадцать лет. По свидетельству его сына Усмана , Аркам был седьмым из тех, кто первым принял ислам.
Раннее принятие ислама и позволило ему приютить у себя первых мусульман. Это было самопожертвование и альтруизм в чистом виде. Аркам рисковал своим положением в мекканском обществе и шел против течения. Но истина и призыв к ней были для него превыше всего.
О дальнейшей судьбе Аркама мало что известно. До нас дошли лишь обрывочные сведения из его жизни. В мекканский период он стал свидетелем одного из величайших чудес, совершенных Пророком (с.а.с.) – раскалывания луны. Стал свидетелем в прямом смысле этого слова. После того как по воле Всевышнего луна раскололась на две части, Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «О Абу Саляма ибн Абд аль-Асад и Аркам ибн Аркам, свидетельствуйте об этом» .
Аркам участвовал во всех военных походах Пророка (с.а.с.), в том числе в сражении при Бадре, где получил из рук Пророка (с.а.с.) бесценный подарок – саблю. От Аркама до нас дошли несколько изречений Пророка Мухаммада (с.а.с.), одно из которых – о достоинстве молитвы в мечети Пророка (с.а.с.). Вот это изречение, которое приводится в сборниках хадисов имама Бухари и Муслима : «Аркам готовился к поездке в Иерусалим, и когда все приготовления были завершены, он пришел проститься с Пророком (с.а.с.) . Пророк (с.а.с.) поинтересовался у него: “Каковы цели твоей поездки – какая-либо нужда или торговля?” “Нет, клянусь Всевышним, о Пророк Аллаха! Я хочу совершить молитву в аль-Аксе”, – ответил Аркам. И тогда Пророк (с.а.с.) сказал ему: “Молитва, совершенная в моей мечети, лучше тысячи молитв, совершенных в любой другой мечети, за исключением мечети аль-Харам”» .
ДОМ-КОВЧЕГ
И все же. Почему выбор пал именно на дом Аркама? Почему первые мусульмане не собирались у других сподвижников? Почему тайные встречи не организовывались в доме Абу Бакра или Зубайра, Абу Убайды или Тальхи ? Выбор дома Аркама не был случаен, а был вызван следующими факторами:
– в отличие от других сподвижников, о принятии ислама Аркамом не было известно в широких массах мекканцев. Аркам априори не подпадал под подозрение курайшитов, что позволило ему скрывать свои убеждения и, как прописано в нашей конституции, «действовать в соответствии с ними»;
– Аркам относился к роду Махзум – одному из непримиримых противников рода Хашим (рода Пророка (с.а.с.)). Это соперничество с приходом ислама только усилилось, перейдя в открытую конфронтацию. Никому из махзумитов и в голову не приходило, что один из них может быть последователям Пророка Мухаммада (с.а.с.), это невозможно было допустить даже в мыслях.
Тем более что к роду Махзум относился фараон этой уммы – Абу Джахль .
Таким образом, дом Аркама был идеальным убежищем для первых мусульман. Он в какой-то степени напоминал спасительный ковчег пророка Нуха (мир ему), это был дом-убежище.
СМЕРТЬ АРКАМА
Прожив достаточно долгую жизнь, Аркам скончался в 55 году по хиджре во времена правления Муавии (да будет доволен им Аллах), ему было около 80 лет. Заупокойную молитву над ним совершил другой сподвижник Пророка (с.а.с.) – Са’ад ибн Абу Ваккас . Аркама похоронили в лучезарной Медине.
S.
Наверняка кто-то из вас задался вопросом: а какова судьба того самого дома Аркама? По его завещанию дом можно было использовать лишь в благотворительных целях. Его нельзя было передавать по наследству, продавать или покупать. Но последняя воля Аркама была исполнена не до конца.
Спустя годы дом достался халифу Абу Джафару Мансуру, затем его сыну Махди , а он подарил его своей супруге Хайзуран . С тех пор дом Аркама начали называть домом Хайзуран. Запоминается, как говорится, последнее, но мы-то знаем, кому принадлежал этот дом и кто в нем собирался на заре ислама…
Мурад ГАЙДАРБЕКОВ, Центр исторических исследований «Врата истории», islamdag.ru
Последние новости
Увеличение карантинных зон в Дагестане
Фитомониторинг показал значительный рост карантинных фитосанитарных зон в регионе.
Обследование предпринимательства в Махачкале продолжается
В городе ведется работа по проверке законности предпринимательской деятельности.
Проблемы качества питьевой воды в Дагестане продолжают оставаться актуальными
Роспотребнадзор выявил значительное количество проб воды, не соответствующих стандартам
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку