Почему в намазе мы читаем именно суру «Аль-Фатиха»
Совершая любой намаз, молящийся в каждом ракаате читает суру «Аль-Фатиха».
Совершая любой намаз, молящийся в каждом ракаате читает суру «Аль-Фатиха». Да, именно эту суру и никакая другая сура не может ее заменить, за исключением редких случаев.
Со слов ‘Убады ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет намаза у того, кто не прочитал суру “Аль-Фатиха” (Открывающая Писание)» ( Бухари , 756; Муслим , 394; Абу Давуд , 822; Тирмизи , 247; Ибн Маджах , 837; Ибн Хиббан , 1786).
А кто-нибудь задумывался, почему Всевышний обязал нас читать именно эту суру, а не какую-то другую? Ведь в Священном Коране 114 сур.
Несомненно, «Аль-Фатиха» является величайшей сурой Корана. Несмотря на то, что она является одной из самых коротких сур, ученые утверждают, что в ней заключен смысл всего Корана. О достоинствах суры «Аль-Фатиха» свидетельствуют множество хадисов, которые передаются в самых известных достоверных сборниках.
От Абу Са’ида Рафи’а бин Аль-Му’алля (да будет доволен им Аллах) передается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял его за руку, а когда они уже собирались выйти, Абу Са’ид сказал ему: «О Посланник Аллаха, ты ведь сказал: “Не научить ли тебя величайшей суре Корана?”» Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Аль-Хамду ли-Лляһи Рабби-ль-аламин … (то есть вся сура Аль-Фатиха) – это Ас-Саб’у-ль-масани (семь повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура “Аль-Фатиха”) и великий Коран, который был дарован мне» ( Имам Ахмад , 3/450, 4/211; Бухари, 4647; Абу Дауд, 1458; Ибн Маджах, 3785; Ибн Хиббан, 777).
Однако считается, что смысл вменения в обязанность чтения суры «Аль-Фатиха» в каждом намазе – в том, что она является единственной сурой, на каждый аят которой Всевышний Аллах отвечает, когда верующий читает ее.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Всевышний Аллах сказал: “Я разделил намаз между Мною и Моим рабом на две части: одна часть для Меня, а другая – для Моего раба, и Мой раб получит то, о чем он попросит”.
Когда раб говорит: “Вся хвала и благодарность Аллаху, Господу миров, а не тем, кому поклоняются помимо Него”, Аллах говорит: “Мой раб воздал Мне хвалу”.
Когда раб говорит: “Милующему, Милостивому ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – в День суда”, Аллах говорит: “Мой раб возблагодарил Меня”.
Когда раб говорит: “Властелину Дня расчета и воздаяния (Судного дня). И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День”, Всевышний Аллах говорит: “Мой раб восславил Меня”.
Когда раб говорит: “Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного просим о помощи”, Аллах говорит: “Это между Мной и Моим рабом (половина этого Мне, а половина – Моему рабу), и раб Мой получит то, о чем просит”.
Когда раб говорит: “Направь нас, о Господь, на истинный путь и правильную религию, на путь тех, кого Ты облагодетельствовал верой, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с истинного пути”, Аллах говорит: “Это для Моего, и мой раб получит то, о чем он попросил”» (Муслим, 395; Абу Дауд, 821; Тирмизи, 2953; Ибн Хиббан, 776).
Как видите, сура «Аль-Фатиха» завершается мольбой, поэтому при завершении ее чтения вне зависимости от того, когда мы ее читаем – в намазе или вне намаза – желательно произнести «амин», что означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу». Молящемуся желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и произнесением «амин», чтобы отделить свои слова от речи Всевышнего Аллаха.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) «Я разделил намаз между Мною и Моим рабом на две части», пишет следующее : «Ученые сказали, что под намазом здесь подразумевается сура “Аль-Фатиха”. Ее назвали намазом, потому что без нее он недействителен, подобно тому, как в хадисе “Хадж – это Арафа” Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) назвал стояние на горе Арафа хаджем. В этом хадисе есть довод в пользу обязательности читать в намазе именно суру “Аль-Фатиха”.
Ученые также сказали, что здесь подразумевается разделение суры “Аль-Фатиха” на две части по смыслу. Первая часть является восхвалением, возвеличиванием, благодарностью Всевышнему Аллаху; вторая часть суры – это мольба, просьба, покорность и признание нужды» .
Сура «Аль-Фатиха» завершается мольбой о самом важном, в чем нуждается человек в своей жизни и религии. Каждый человек больше, чем в еде, питье и даже в воздухе, нуждается в том, чтобы Всевышний Аллах направил его на истинный путь, к правильной религии, поэтому он крайне нуждается в этом дуа, ибо нет спасения от кары и достижения счастья без этого направления на путь истины.
Из всего вышеприведенного мы можем понять, в чем заключается мудрость избрания Всевышним Аллахом суры «Аль-Фатиха» для своих рабов для повторения ее каждые сутки минимум по 17 раз, когда они встают на намаз и беседуют со своим Господом.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru
Последние новости
Новые меры по улучшению качества жизни в городе
Власти города представили план действий для повышения жизненных стандартов.
Делегация Табасаранского района на семинаре в Кайтагском районе
Обсуждение итогов работы местного самоуправления и задач на будущее.
Встреча с выдающимися педагогами района
Арсен Магомедов отметил достижения лучших учителей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку